Вход Регистрация
ASHKELON.RU - Ашкелон | Израиль | Новости сегодня
суббота, 20 апреля 16:35


Борис Кустодиев – простой и сложный, рано ушедший...

7 марта исполнилось 135 лет со дня рождения знаменитого русского художника Бориса Кустодиева.
И мы повторяем статью об этом замечательном художнике.


Он готовился стать священником - учился в духовном училище, потом в семинарии, был хорошо воспитанным юношей из интеллигентной семьи преподавателя гимназии.

Но стал знаменитым художником - Борисом Михайловичем Кустодиевым.

(Кустодиев обожал писать автопортреты... Вы видите его вверху на последнем его автопортрете на охоте...).

В 15 лет отец, видя интерес сына к живописи, привел его к своему знакомому - преподавателю Павлу Алексеевичу Власову.

Павел Алексеевич Власов получил образование в знаменитом Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учился в мастерской Василия Григорьевича Перова.

Позже учился в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, по окончании которой получил звание классного художника второй степени за картину «Старец Приам умоляет Ахиллеса выдать ему тело Гектора».

Картина, как и большинство работ художника, находится в Астраханской картинной галерее имени П.М.Догадина...

Борис Кустодиев – простой и сложный, рано ушедший...«Прогулка на Волге». 1909, масло, холст. Изображена романовская сторона города Тутаева Ярославской области.

Ученик Кустодиев так понравился учителю, что тот посоветовал ему оставить семинарию и поступить в Императорскую Академию художеств.

В 1896 году, в возрасте 18 лет, юноша уехал в Петербург.

Кустодиев попал в мастерскую Ильи Репина. Юноша пришелся Мастеру по душе, что тот пригласил его в помощники для работы над картиной «Заседание Государственного совета».

Более того, он поручил Кустодиеву весьма ответственную работу – набрасывать портреты депутатов.

Рисковал ли Мастер? Нет, дело в том, что большинство депутатов изображены сидящими спиной, и только часть из них изображена на отдаленном плане – мелко, без отдельных деталей лица.

Но Репин понял – перед ним интересный портретист, и дал ему клиентов – из петербургской знати.

И Кустодиев, еще будучи студентом, пишет серию первоклассных портретов - Мордовцева, Стеллецкого, Билибина, Василия Матэ.

В 1903 году Кустодиев за дипломную картину «Базар в деревне» получил золотую медаль и право на заграничную поездку за казенный счет.

И Кустодиев выбрал Париж.

Борис Кустодиев – простой и сложный, рано ушедший...
Но... Ему, конечно, понравилась французская живопись – ее влияние чувствуется в прекрасной картине «Утро», написанной в 1904 году - во время пребывания в Париже.

На ней изображена жена художника - Юлия Евстафьевна, купающая сына-первенца Кирилла, умершего в 1971 году.

Картина написана на холсте, в масле, и находится в Государственном Русском музеи в Санкт-Петербурге, как и многие другие полотна Кустодиева.

Но Париж художнику не приглянулся, и он менее чем через полгода вернулся в Россию.

Нужно было зарабатывать на жизнь, и Кустодиев весьма удачно вписался в нишу книжной графики.

Издателям повезло – будущая знаменитость проиллюстрировала гоголевскую «Шинель» и другие книги. Более того, Кустодиев попробовал себя и в карикатуре - в сатирических журналах смутного периода первой русской революции.

Борис Кустодиев – простой и сложный, рано ушедший...И все же, вернулся к живописи полотен. В этот период он пишет несколько портретов, среди которых выделим три - «Портрет Р.И.Нотгафт», «Портрет священника и дьякона» и «Монахиня».

Два последних вы видите в коллаже.

Именно они стали архетипами того времени - представлением образа.

Кустодиев родился в Астрахани, но родной город не вдохновлял его на творчество.

Увы – говорю это, как тоже родившийся в этом старинном городе, на Волге, но, как и знаменитый художник, уехавший учиться «в столицы» и больше в него не вернувшийся.

Кустодиеву была по душе старая русская жизнь провинции. Сюжеты он черпал из воспоминаний детства, но натурой ему служили быт и ландшафты Заволжья – города Кинешма, расположенного на правом берегу Волги, в 400 км северо-восточнее Москвы.

Еще в 1905 году он построил здесь дом-мастерскую. Здесь были нарисованы его шедевры - многофигурная композиция «Ярмарка», «Деревенский праздник», прекрасная серия кустодиевских русских женщин - «Купчиха», «Девушка на Волге», «Красавица» и другие.

Как часто бывает в жизни, на пике творческой активности, в его жизнь, и, прежде всего – в мастерскую, ворвалась беда - тяжелое заболевание, частые мучительные боли, и с 1916 года он был прикован к креслу-каталке...

Борис Кустодиев – простой и сложный, рано ушедший...Вверху, слева направо: «Купчиха за чаем», «Русская Венера» и «П.Л.Капица и Н.Н.Семёнов». Внизу – «Масленица».

«Масленицу» - идиллическую панораму праздника в русском провинциальном городе, красочную, с морозом и солнцем, полную счастью, веселья, задора, Кустодиев пишет, сидя в кресле...

Но человеческая воля, творческое желание создавать, подавляют у Мастера болезненные ощущения, придают ему силы, отрывают от мыслей о недуге...

В последнее десятилетие жизни Борис Кустодиев был неудержим – он работал, работал, работал.

Историки искусств удивляются – столько прекрасных полотен написаны за 10 лет, что другим хватило на всю жизнь.

Кустодиев написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала – того, судя по всему, требовали обстоятельства, и это самый мало описанный фрагмент творчества Мастера.

Кустодиев в этот период выполнил множество графических и живописных портретов - рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания.

Несмотря на болезнь, каким-то образом, сделал эскизы праздничного оформления Петрограда.

Изготовил массу настенных картинок, календарей, открыток, заочно оформил 11 театральных спектаклей.

Некоторые из них, несмотря на то, что они, как принято сейчас говорить, были проходные, стали шедеврами.

Это, прежде всего, литографии к сборнику «Шесть стихотворений Некрасова», рисунки к повестям Николая Лескова «Штопальщик» и «Леди Макбет Мценского уезда», спектакль «Блоха» Евгения Замятина, поставленная во МХАТе и ленинградском Большом драматическом театре.

Но и живопись Кустодиев не оставлял – в этот период появились его картины, акварели, рисунки – о жизни старой России, о людях небольших русских городков.

Борис Кустодиев – простой и сложный, рано ушедший...«Портрет Рене Нотгафт» и «Портрет Федора Шаляпина»

В этот период он пишет портрет Федора Шаляпина. Но настолько мастер любил народ, веселье, что фоном сделал гулянье.

Кустодиев написал серию из 20 акварелей «Русские типы». В них он с максимальной достоверностью изобразил собственное детство, и продолжил в серии «Автобиографические рисунки», шутливо утверждая – следовал зарисовкам любимого им Пушкина.

Тихая жизнь провинции, люди, многочисленные купчихи за чаем, с зеркалом, в бане – все интересовало умирающего Живописца.

Увы, Кустодиев знал – он умирает: болезнь прогрессировала, и когда он уже не мог сидеть, холст подвешивали над ним почти горизонтально и близко. Это мешало, не позволяло видеть написанное целиком, но позволяло работать.

Мастер ослаб... И банальная ничтожная простуда привела к воспалению легких, с которым сердце уже не справилось.

Борису Кустодиеву не было еще и 50...

Но я бы не смог, да и не хотел, представить вам Бориса Кустодиева как противоречивого художника.

И потому предлагаю вам мнение Александра Николаевича Бенуа́ - русского художника, историка искусств, художественного критика, к мнению которого прислушиваются и сегодня.

Вот что он пишет про Бориса Кустодиева.

Борис Кустодиев – простой и сложный, рано ушедший...«Русская Венера»

«...Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, глазастые ситцы, варварская драка красок, русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю - это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему»...

Иное мнение о Кустодиеве у хорошо знавшего его К.С.Петрова-Водкина.

«...Вышедший из недр передвижничества, он и не прерывал за всю свою многострадальную жизнь этой линии... Во многом он подражатель»...

Но обратитесь к своему собственному чувству – и вы, мне кажется, найдете – Кустодиев в чем-то вам близок...